Вернуться: Образование

Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования рассчитана (ООП НОО) на 4 года.

Приложение в виде электронного документа

Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 34 с. Сбега Могочинского района Забайкальского края рассмотрена педагогическим советом (протокол № 8 от 19.06.2019), утверждена приказом директора общеобразовательного учреждения (протокол № 45 от 19.06.2019).

Данная программа является второй версией ООП НОО, переработанной в связи со значительными изменениями, внесенными в первую версию и переходом на УМК «Школа России».

Основная образовательная программа начального общего образования (далее — ООП НОО) разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785),
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 года № 507 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189).
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

ООП НОО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП НОО – программа действий всех субъектов образовательного процесса МОУ СОШ № 34 с. Сбега по достижению качественных результатов современного образования.

Основная образовательная программа учитывает возрастные особенности младших школьников и опирается на планируемые в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования результаты.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет), являются:

  • смена ведущей деятельности ребёнка — переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (при сохранении значимости игровой, на базе которой развиваются учебные навыки и компетентности);
  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать свою учебную деятельность, осуществлять её контроль и оценку);
  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
  • усиление роли самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности (формируется на основе оценки его «значимыми другими», которыми являются, прежде всего, взрослые, особенно учитель).

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Основными субъектами образовательного процесса являются учащиеся, родители, педагоги.

Начальное (общее) образование ставит перед собой следующие стратегические цели:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
  • развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
  • формирование у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; опыта осуществления различных видов деятельности;
  • создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
  • помощь школьникам в овладении основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
  • приобретение каждым ребенком опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности;
  • становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества.

Назначение программы

Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.

Задачи:

  • обеспечение гарантий прав детей на образование;
  • создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой;
  • стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
  • обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
  • создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;
  • создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.

Приоритетные направления:

  • ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
  • формирование мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;
  • совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;
  • сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
  • развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Принципы реализации программы:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
  • принцип преемственности данной программы, программы развития и программы образовательного учреждения;
  • принцип информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе;
  • принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
  • включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Прогнозируемый результат:

  • повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;
  • проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника;
  • обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;
  • творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;
  • удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

Целевой раздел

  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Содержательный раздел

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  • Программы отдельных предметов, курсов (приложение с программами по отдельным предметам)
  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Организационный раздел

  • Учебный план начального общего образования
  • План внеурочной деятельности
  • Система условий реализации ООП НОО

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Образовательные программы

Авторские программы УМК «Школа России».

Управленческие программы

  • Образовательная программа школы
  • Программа развития школы
  • Программа развития универсальных учебных действий
  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • Программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
  • Рабочие программы учебных курсов

Учебно-методическое обеспечение

В образовательном процессе используются учебники и методические комплекты для реализации задач ООП НОО, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации по программе «Школа России».

Результатом реализации Программы является «модель» (образ) выпускника. Модель выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися.

Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития школы:

  • высокий уровень образованности;
  • культура мышления;
  • готовность к самостоятельной образовательной деятельности;
  • уровень развития познавательных интересов у учащихся;
  • готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;
  • умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;
  • система нравственно-этических качеств;
  • готовность к самоопределению, межличностному общению с людьми;
  • потребность ведения здорового образа жизни.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;
  • овладеть навыками учебной деятельности, дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
  • овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.

Измерители реализации образовательной программы

  1. Контрольные и комплексные работы.
  2. Диагностика уровня обученности.
  3. Результаты участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах.
  4. Итоговая аттестация.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, соуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместитель по учебной-воспитательной работе.